- Просмотров — 6503
25. Джаз эпохи Возрождения, или жемчужина с пороком
Не уверен, что мой вычурный заголовок вполне соответствует нынешней лекции, только куда деваться, если даже маститые специалисты прибегали и прибегают к не менее изощрённым приёмам для описания явления, о котором сегодня расскажет Герман Сафонов.
Но не будем темнить и назовём вещи своими именами. Хотя это тоже непросто, потому что имён более чем достаточно. Например: причудливый, нелепый, склонный к излишествам, ложный, изогнутый… и так далее, и тому подобное.
И хотя имён много, а смыслов ещё больше, все их легко вмещает в себя рокочущее слово БАРОККО. Что это такое толком не знает никто, несмотря на огромное количество научных трактатов. Впрочем, это только подтверждает сложность и неуловимость понятия. Хотя одно известно достоверно: барокко – это стиль, причём такой вычурно зыбкий, что порой покушается на незыблемые основы простоты. Но и это, по-видимому, надо, иначе мы никогда бы не полюбили грозу в начале мая с её витиеватыми тучами и кривыми молниями.
Иными словами, и в кривизне есть своя красота: не зря же португальские ловцы раковин называют неправильные жемчужины – perola BARROCA, что в дословном переводе означает «жемчужина с пороком». Похоже, это и есть лучшее определение барокко, ведь в нём хватает и жемчуга, и всего остального!
А ещё в барокко есть свобода. Свобода исполнителя воспарять над замыслом композитора, под стать буревестнику, реющему над седой равниной моря. Так что средневековое барокко в чём-то явно предвосхищает современный джаз. И не только на уровне идей, но и в таких чисто технических приёмах, как цифровой бас…
…О барочной музыке Герман Сафонов начал рассказывать в одной из своих прошлых лекций, так что кое-что в этом мы уже понимаем. И значит, сегодня сумеем получить двойное удовольствие. Почему двойное? Да потому что, кроме зыбкого барокко, нас ждёт встреча с незыблемыми прелюдиями и фугами Баха!
Радуйтесь!
ЮЛ
1. Бах – две прелюдия и фуги №20 и №21
2. Генрих Бибер – «Благовещение»
3. Генрих Бибер – Пассакалия
4. Бах – Чакона
5. Гайдн – Трио №6