Рахманинов: светлая печаль
* * *
«Нам песня строить и жить помогает!», – когда-то заявляли верные ленинцы и сталинцы. Парадоксально, но с той же «заявой» выступают нынешние пофигисты, которых не приняли бы не то что в боевой комсомол, но и в хилый отряд-октябрят. А так как пофигистами сегодня стало подавляющее большинство половозрелых граждан, то песня окончательно вытеснила МУЗЫКУ. Причём напрочь и отовсюду: с экранов и подмостков, из ресторанов и мозгов (я уже молчу про домашние посиделки с чаем и пирожными вокруг фортепиано марки «Украина»).
Короче, классики с их фугами и бахами нынче не в почёте. Нынче в почёте гоп-стоп мимо нот и унисекс мимо любви. Это смешно до икоты. Но самое смешное, что классики тоже писали песни. Да, да, самые настоящие песни! Только при этом они использовали МУЗЫКУ. И за роялем сидели в смокинге (если господин) или в вечернем платье (если дама). Конечно, в это трудно поверить, но против факта не попрёшь.
А факт – налицо (цитирую Википедию): «Вокализ» – песня Сергея Рахманинова. Опубликована в 1912 году как последняя из его «Четырнадцати песен, опус 34». Написанная для голоса с фортепианным аккомпанементом, она не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке на выбор исполнителя. Песня была посвящена знаменитой оперной певице Антонине Неждановой (лирико-колоратурное сопрано)». Конец цитаты.
Далее замечу, что 20 апреля 1929 года «Вокализ» исполнил Филадельфийский оркестр. За пультом стоял автор. Зал аплодировал стоя.
Американская запись русского композитора
Но это всё детали. А главное то, что своей песней без слов Рахманинов сумел сказать очень много, если не всё. В музыке, рождённой во времена, когда Российская империя ещё кормила Европу не только хлебом, но и мыслью, слышится не торжество, а печаль. И в этой печали разлиты реки слёз о великом народе… о спиленных крестах… о разрухе в головах… и далее по расстрельному списку.
Не все тогда услышали эту печаль, потому что она была гостьей из будущего. Но и сегодня, когда щемящая мелодия пронзила нашу личную историю, мы, к сожалению, слушаем другие песни.
А зря! Ведь история любит повторяться…
ЮЛ
Вместо коды публикую фрагмент дружеской переписки, объясняющей появление слов к песне без слов:
Юра, привет!
Высылаю нашу старую запись, сделанную задолго до студии в Музычах – «Вокализ» Рахманинова. Кстати, сыгранный на скрипке «Modus Safonov», работы Флориана Юрьева. Про скрипку можно умолчать, так как это вечный памятник моему тщеславию…
Герман Сафонов
----------------------------------
Прости, Герман: не умолчал!
Юрий Лигун
* * *
А вот так выглядит скрипка известного украинского мастера, посвящённая Сафонову и увенчанная его скульптурным портретом (представляю, сколько это будет стоить лет через пятьсот-семьсот).
Не знаю, как скрипка, но дуэт, судя по распальцовке, уже сейчас дорогого стоит!
А вот так на «Modus Safonov» звучит знаменитая песня без слов…
...в исполнении Германа Сафонова и Елены Строган